среда, 17 октября 2012 г.

Плазмолиз и деплазмолиз


Плазмолиз (от греческих "плазма" — вылепленное, оформленное и "лизис" — разложение, распад), отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе.

Плазмолиз возможен в клетках, имеющих плотную клеточную стенку (у растений, грибов, бактерий). Клетки животных, не имеющие жесткой оболочки, при попадании в гипертоническую среду сжимаются, при этом отслоения клеточного содержимого от оболочки не происходит. Характер плазмолиза зависит от ряда факторов:
  • от вязкости цитоплазмы;
  • от разности между осмотическим давлением внутриклеточной и внешней среды;
  • от химического состава и токсичности внешнего гипертонического раствора;
  • от характера и количества связей между соседними клетками (плазмодесм);
  • от размера, количества и формы вакуолей.
Различают уголковый плазмолиз, при котором отрыв протопласта от стенок клетки происходит на отдельных участках, выпуклый плазмолиз, когда отслоение захватывает значительные участки плазмалеммы, и вогнутый, полный плазмолиз, при котором связи между соседними клетками разрушаются практически полностью. Выпуклый плазмолиз часто обратим; в гипотоническом растворе клетки вновь набирают потерянную воду, и происходит деплазмолиз. Вогнутый плазмолиз обычно необратим и ведет к гибели клеток.
ВИДЕО: Плазмолиз в клетках кожицы лука:
Вопросы для отчета по лабораторной работе:

Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? 
Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? 
Что могло бы произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Сделайте вывод. Благодаря какому виду транспорта через плазматическую мембрану может происходить плазмолиз и деплазмолиз?

10 класс, понравилась вам лабораторная?
Смотрите, какие вы симпатичные получились 






11 комментариев:

  1. В целом работа понравилась... По больше бы практики, и изучении предмета было бы куда более интересным нежели обычные записи в тетрадь и устные ответы на уроках.

    Юлия Валентиновна, пожалуйста, делайте подобные занятия чаще.

    ОтветитьУдалить
  2. Было бы народу в классе поменьше - стало бы побольше видеофрагментов. А насчет практики - мы ограничены гос.стандартом, увы :( лабораторные строго регламентированы: сколько, когда, как... да и жизненных ресурсов не хватает: подготовь. принеси. проконтролируй, убери. а потом еще и проверь :)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень понравилась лабораторная работа, она скрасила учебный процесс и помогла лучше понять материал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ты же всё нарисовала еще ДО того, как посмотрела. Вот у меня возник вопрос: а оно вообще тебе надо было - проводить опыт?

      Удалить
  4. Мне работа очень понравилась.Так интересно было увидеть живую клетку, хоть и лука. Хочется, конечно, побольше таких работ, ведь все таки смотреть в микроскоп куда более нагляднее, чем на картинку на доске.
    Спасибо, Юлия Валентиновна, за то, что выделили время и провели работу, для всех и для меня в частности она была очень полезной.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне понравилась практическая работа. Было интересно изучать под микроскопом строение живой клетки. Но хотелось бы, чтобы такие работы проводились почаще, так как это намного познавательнее чем картинки в учебнике.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне очень понравилась лабораторная работа. Было интересно и увлекательно. Спасибо. Согласна с предыдущими комментариями, побольше бы такой практики.

    ОтветитьУдалить
  7. В целом мне понравилось такое проведение классной работы. Особенно увлекательными стало изучение живой клетки под микроскопом и ее изменение под действием различных факторов. Естественно, такое проведение работы очень увлекательное, и было бы неплохо проводить лабораторные работы чаще.

    ОтветитьУдалить
  8. Отличная лабораторная работа! Всегда хочется увидеть все, что нарисовано на картинках, по-настоящему, через микроскоп. Это интересно, познавательно и увлекательно. Конечно, хочется побольше таких работ.

    Спасибо, Юлия Валентиновна.

    ОтветитьУдалить
  9. Эх, дети мои, дети... будь моя воля - только в микроскопы бы и смотрели. В НОРМАЛЬНЫЕ микроскопы, с прочим НОРМАЛЬНЫМ оборудованием.
    Учту пожелания. Постараюсь что-нибудь придумать.

    ОтветитьУдалить
  10. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить