Генетические закономерности являются универсальными для всех живых организмов, в том числе и для человека. Заболевания, в основе которых лежат генетические нарушения, распространены гораздо шире, чем это кажется на первый взгляд. Из-за этих нарушений 15% эмбрионов погибают еще до рождения, 3% детей - при рождении, 3% детей умирают, не достигнув половой зрелости. 20% людей, не вступивших в брак имеют серьезные генетические отклонения, 10% браков бездетны по причинам генетических аномалий...
Патологические
наследственные признаки человека давно находились в поле зрения ученых, и в
связи с этим характер наследования некоторых из них был известен задолго до
открытия законов Менделя. Так, например, еще в 18 веке было описано
наследование доминантного гена полидактилии и рецессивного – альбинизма у
негров.
полидактилия - "многопальцевость"
альбинизм - отсутствие пигментации
В начале 19 века несколько авторов одновременно описали наследование
гемофилии. Однако основное значение для становления генетики человека имели два
крупнейших открытия естествознания 19 века – клеточная теория и эволюционное
учение Ч. Дарвина. Впервые вопрос о наследственности человек как предмете для
изучения поставил английский биолог Ф. Гальтон. Им разработан ряд научных
методов генетики человека. Ф. Гальтон известен также как родоначальник «евгеники»
- учения о совершенствовании природы человека с помощью генетических методов.
В
начале 20го века генетика человека начала развиваться, как и все другие разделы
генетики, на основе менделизма. В 1й половине 20 века во всех странах многие
известные генетики увлеклись идеями евгеники. Достаточно сказать, что на 7-ом
Международном генетическом конгрессе, состоявшемся в Эдинбурге в 1939 г., в
качестве одного из главных решений был принят «Манифест генетиков», в котором
содержалась программа улучшения будущих поколений людей. Однако эксплуатация
этих идей апологетами фашизма набросила на евгенику негативную социальную тень,
и после разгрома фашизма это учение на некоторый период времени исчезло из
генетической науки. До середины 20го века развитие генетики человека сильно
сдерживалось отсутствием правильных сведений о числе и морфологии хромосом
человека. Точный подсчет хромосомного набора человека был сделан в 1956 г.
шведскими цитологами Дж. Тийо и А. Леваном. Вскоре была разработана методика
дифференциального окрашивания хромосом человека, выявляющая их тонкую структуру
и позволяющая их идентифицировать. Ее использование положило начало
цитологическому и генетическому картированию хромосомного набора человека. Во
второй половине 20 века на фоне общего подъема генетической науки начал успешно
развиваться ряд новых направлений в генетике человека, таких как молекулярная и
биохимическая генетика, иммуногенетика, онкогенетика, психогенетика и другие. В
начале 90х годов был запущен в работу международный научно-исследовательский
проект «Геном человека», целью которого является полная расшифровка
генетической программы человека.
Человек
– сложный объект для генетических исследований, что объясняется рядом причин.
- невозможно применять основной метод генетики – гибридологический;
- размер семьи в настоящее время крайне мал, поэтому не всегда возможен анализ расщепления признаков в пределе одного семейства;
- для смены одного поколения у человека нужно в среднем 20-30 лет, что делает невозможным проведение генетического анализа за несколько поколений одними и теми же исследователями;
- большой набор хромосом (2n = 46), и хромосомы трудно поддаются идентификации;
- невозможно искусственно изменять условия жизни, что затрудняет оценку модифицирующего действия среды на генотип.
К
положительным сторонам человека, как генетического объекта следует отнести
хорошую фенотипическую изученность, что позволяет легко распознавать различные
формы наследственных отклонений. Кроме того, при изучении наследственности
человека возможно использование многих методов, применяемых в медицине.
Специфика
человека, как генетического объекта отражается на наборе методов, которые
используют в генетике человека. О них речь пойдет в следующих сообщениях :) оставайтесь с нами :))
Интересно было обнаружить "облако" слов, разработанное моей ученицей.
ОтветитьУдалитьПриглашаю посетить наши блоги "Натура", "Натуралисты" по адресам
http://mifbio.blogspot.ru/
http://gimbioperm.blogspot.ru/
не совсем поняла про "облако слов", извините :)
Удалитьспасибо за ссылки!!! пребольшое!