Страницы

Подготовка к ЕГЭ


ЕГЭ по биологии состоится  и в 2022 году :)

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ
от 

Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий




разбор открытого варианта №1-2020






"ЕГЭ по биологии на 100 баллов" - это практически нереально (хотя бы из-за некорректных вопросов, которые, к сожалению, встречаются и не совсем адекватных ключей ответов, которыми, к сожалению, грешит .ИП.), но приблизиться к 90-95 баллам - это вполне возможно для человека с головой, умением и желанием учиться и со способностью добиваться поставленной цели.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Подготовка к экзамену состоит из выучивания теоретического материала по всему курсу школьной биологии и обучения применению этих знаний на практике. Невозможно сказать, какая часть экзамена важнее: важно уметь отвечать на любые вопросы и владеть всем материалом по программе. Великолепно решенная задача по генетике  в линии 28 не спасет общий балл вашего экзамена, если вы "наляпаете" 15 ошибок в "простенькой" первой части линий 1-21. Довольно часто проблемы у абитуриентов возникают с разделом "Многообразие живых организмов", поэтому необходимо как можно тщательнее проработать этот материал, решая разнообразные задания блока на множественный выбор, исключение лишнего, установление соответствий и т.п.  Особое внимание рекомендую уделить анатомии и физиологии растений (процессам жизнедеятельности, включая особенности размножения разных групп растений), в школьном курсе часто эти темы проходят поверхностно, за что и приходится расплачиваться на экзамене. Разнообразие животных тоже иногда ставит в тупик. Важно не только знать характерные особенности разных групп (и уметь их сравнивать), но и конкретных представителей, чтобы умело сравнить, например, осетра и миногу... Поэтому, педагогический совет: умейте назвать не менее трёх представителей каждой группы организмов (зелёных водорослей, растений семейства паслёновых, круглых червей, перепончатокрылых насекомых, хвостатых амфибий, непарнокопытных млекопитающих...)
Особый тип заданий - это задания на установление последовательностей биологических объектов, процессов, явлений. Здесь очень важно быть внимательным в чтении заданий для выбора правильной "точки отсчета", так как задание обычно содержит посыл "расположите в последовательности, начиная с..." Вот важно именно с этого места и начать, так как последовательности оцениваются очень жестко: перепутать можно только два концевых пункта.  И очень важно здесь не торопиться: ищите взаимосвязь между элементами последовательности, выстраивайте их в порядке, словно поднимаетесь или спускаетесь по лесенке, не прыгайте "через ступеньку" в надежде, что потом вставите пропущенный элемент. Помните: на последовательностях ошибаются чаще всего!
Задания второй части подразумевают свободный ответ. При этом задание 22 требует дать краткий ответ, а задания 23-26 - развернутый.
В линии 22 обычно стоит вопрос о применении теоретических знаний на практике, т.е. это вопрос с практическим уклоном (например, "Как применяются бактерии в промышленности?", "Почему  необходимо кипятить питьевую воду из открытых источников?", "Почему зрелые эритроциты не могут синтезировать гемоглобин?", "Что произойдет с клетками животной ткани, если их поместить в дистиллированную воду?", и т.д.). Ответ на такие вопросы обычно подразумевает ДВА предложения, связанных причинно-следственной связью. Т.е. мало просто ответить, надо еще и объяснить, ПОЧЕМУ (применяя знания школьного курса биологии, разумеется).
Задание 23 - это  работа с  рисунком. Рисунки обычно соответствуют рисункам школьных учебников или пособий), внимательно прочтите вопросы к нему. Часто бывает не нужно точно называть изображенный биологический объект, а необходимо только указать систематическую принадлежность - тип (отдел), класс, отряд (семейство). И внимательно дочитывайте вопрос до конца: обычно просят указать признаки или функции  элементов рисунка, обозначенных буквами (цифрами) или значение изображенного объекта в природе/жизни человека; иногда важно указать черты сходства/отличия.
Задание 24 на работу с текстом. Теперь у текстов обычно есть заголовки, т.е. они посвящены какой-то конкретной теме, которой стоит придерживаться при работе с ними. По современным кодификаторам текст состоит из 7 предложений, из которых 4 верных, а три - ошибочных.  Ваша задача их найти, выписать их номера и переформулировать так, чтобы предложения стали правильными. Если раньше было не обязательно углубляться в терминологию  и всяческие подробности, а иногда достаточно было просто вставить частицу "не" в нужную часть исходного предложения (или убрать ее, соответственно),  то согласно современным критериям оценивания, такое больше не проходит. Ошибки нужно исправлять с использованием соответствующих точных биологических терминов, пояснять и исправлять подробно, в противном случае макисмальный балл невозможен. В любом случае, будьте аккуратны. 
Задания 25 и 26 - это самые сложные вопросы. Вопросы по анатомии и физиологии человека, по эволюции или экологии. Подразумевается свободный развернутый ответ. Здесь важно написать как можно больше: пишите всё, что приходит вам в голову по данному вопросу. Чем больше вы напишете, тем выше вероятность попадания в ключ. Если чувствуете, что вопрос "не ваш", старайтесь отвечать общими фразами. Если речь идет об эволюции (в вопросе есть словосочетания "как возникли?", "как сформировались?"), значит, упоминайте факторы эволюции ("сформировались под действием естественного отбора"). Если речь об экосистеме (лес, озеро, степь...) - упоминайте видовое разнообразие, разветвленные цепи питания, сбалансированный круговорот веществ.
Наконец, задания 27 и 28, которые представляют собой задачи по цитологии и генетике. В задаче важно понять, что именно от вас хотят и написать ответ, соответствующий вопросу. Обычно этих вопросов несколько, включая витиеватое "ответ поясните" или "в результате каких процессов получились подобные значения?" или "какие закономерности соблюдаются в данных обстоятельствах?". Так что будет недостаточным просто составить схему решения, придется указать названия протекающих процессов ("транскрипция", "трансляция", "репликация ДНК", "расхождение гомологичных хромосом"), а в задаче по генетике указать соответствующие законы (обычно это законы Менделя - единообразие гибридов, расщепление при моногибридном скрещивании или независимое наследование при дигибридном; или закон Моргана - сцепленного наследования, если сцепление полное, и нарушение этого закона, если сцепление неполное). Учтите, что в заданиях этих линий последних лет присутствует вариабельность ответов, т.е. вам нужно рассмотреть НЕСКОЛЬКО вариантов решения, это важно.

Не торопитесь, будьте внимательны, и у вас обязательно все получится.
УДАЧИ!!!

Небольшая подборка ресурсов для самообучения и самоподготовки 

http://www.bio-faq.ru/ 
https://vk.com/biology_100
https://vk.com/ege_bioiogy
https://vk.com/stepbioege
https://vk.com/reshuege
https://vk.com/club179284678 
https://www.examen.ru/add/ege/ege-po-biologii/
https://moeobrazovanie.ru/online_test/biologiya
https://bio-ege.sdamgia.ru/
https://www.spbcokoit.ru/gia/archive/bio

4 комментария:

  1. Ссылка "пройдите онлайн тестирование по биологии, оцените уровень своей подготовки" нерабочая :С

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, ссылки столетней давности. Возможно, что-то уже поменялось. Найди другие - буду признательна.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. Вот еще появился спецкурс. Не знаю степень эффективности, пока никто из знакомых не оставллл отзыв, но есть тренировочные варианты... правда, только по частям АВ http://sdamna100.com/

    ОтветитьУдалить