Страницы

среда, 23 сентября 2020 г.

Практическая работа для обучающихся 11 классов 2020

 Модификация – это ненаследственное изменение фенотипа, возникшее под влиянием факторов  внешней среды. Модификационная изменчивость возникает в результате взаимодействия организмов с окружающей средой, т.е. в процессе реализации генетической информации. Разные организмы по-разному реагируют на воздействие факторов внешней среды. Существует понятие норма реакции – это пределы модификационной изменчивости, которые определяются возможностями данного генотипа.

Характерной особенностью модификаций является то, что одно и то же воздействие вызывает одинаковое изменение у всех особей, которые ему подвергались.  Поэтому ее называют определенной, то есть всегда соответствующей тем факторам, которые ее вызывают. 
Основные черты модификационной изменчивости:
1.     модификационные изменения не передаются из поколения в поколение (А.Вейсман);
2.     модификационные изменения проявляются у многих особей вида и зависят от действия на них условий внешней среды;
3.     модификационные изменения возможны только в пределах нормы реакции, т.е. в конечном счете они определяются генотипом.
Изменчивость многих признаков поддается количественному изучению. При исследовании количественных признаков из наблюдаемых объектов составляют вариационный ряд. При составлении вариационного ряда изучаемые особи располагают друг за другом в порядке возрастания или убывания значения исследуемого признака. Величину изучаемого признака называют вариантой (v). Число особей, соответствующей каждой варианте, называется частотой встречаемости варианты (p). Важной величиной, характеризующей изменчивость изучаемого признака, является средняя величина, вычисляемая по формуле M = Σ(vp)/n, где М – средняя величина; Σ - знак суммы, n - общее число вариант вариационного  ряда. Когда изучается изменчивость признака, выражаемая целым числом, варианты называются определенными. Если варианты выражены дробным числом или вариационный ряд очень большой, пользуются классными вариантами (в один класс объединяют несколько вариант).
пример вариационного ряда:

В 1835 г. бельгийский математик Л. Кетле, изучая изменчивость, отметил, что в вариационном ряду больше встречается особей, у которых величина того или иного признака равна средней или близка к ней. Графическое выражение изменчивости признака, отражающее как размах вариации, так и частоту встречаемости отдельных вариант, называют вариационной кривой. При определении средней величины признака используют данные вариационной кривой.

Практическая работа.
 Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда
и вариационной кривой.
Цель работы: ознакомление со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработка умения строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Оборудование: объекты исследования (указать какие и общее количество экземпляров), линейка.
Ход работы:
1.      Измерьте размеры лабораторных объектов при помощи линейки. Данные запишите в черновик.
2.      Полученные данные занесите в таблицу вариационного ряда, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака (например, длину листовой пластинки – v), ниже – частоту встречаемости каждого признака (число экземпляров с таким значением признака – p). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, а какие – редко.
Вариационный ряд
v














p














3.      Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости этого признака. При этом на оси абсцисс (ОХ) отметьте степень выраженности признака (v), а на оси ординат (ОУ) – частоту встречаемости признака (p).
4.      Определите среднюю величину признака по формуле M = Σ(vp)/n, где М – средняя величина; Σ - знак суммы, v  - вариантаp - частота встречаемостиn - общее число вариант. Отметьте точку М на вариационной кривой.
5.     Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена. Если никаких закономерностей обнаружить не удалось, попробуйте предположить, почему так случилось.


ОФОРМЛЕНИЕ: на двойном листочке в клетку, не забыть подписать.

СРОК СДАЧИ: 2 октября 2020 до 16 часов.