Страницы

понедельник, 22 сентября 2014 г.

Рогоз, Тростник, Камыш

Вот бы общались все на латыни...
Typha...
Phragmites...
Scirpus...
Красота была бы.
Но нет ведь, употребляют русские слова: Рогоз, Тростник, Камыш.
Ох уж эти тривиальные названия. Полнейшая неразбериха, влекущая за собой банальную неграмотность. А между тем, все три рода относятся к трем разным семействам класса Однодольные.
Так что давайте разбираться и просвещаться.

1. Рогоз - род Typha относится к семейству Рогозовые.
ВНИМАНИЕ: ЭТО - НЕ КАМЫШ!!!!!!
Это болотные травянистые многолетние растения довольно крупных размеров, встречаются в умеренных и тропических странах, часто образуют густые заросли на мелководье. Формируют видоизмененные побеги - корневища. Листья лентовидные, растут от корня, жилкование параллельное. Стебель не полый, заканчивается соцветием. Соцветия-початки раздельнополые; сверху - мужское, снизу - женское. Плоды - орешки, при них остаются волоски околоцветника, образуя пух, способствующий распространению. Всего насчитывается около 30 видов, относящихся к роду Рогоз; из них не менее четырех встречается на европейской части России.

Молодые побеги и корневища можно употреблять в пищу; корневища, листья и початки используют также и в лекарственных целях.

2. Тростник - род Phragmites относится к семейству Злаковые (Мятликовые).
ВНИМАНИЕ: ЭТО - НЕ КАМЫШ!!!!!
Это широко распространенное многолетнее травянистое растение высотой до 5 метров, встречается во влажных и переувлажненных местообитаниях (дельты рек, болота, заливные луга, топкие берега озер и т.п.), образуя густые заросли. Имеет длинные ползучие подземные корневища, прочный полый стебель-соломину, узкие линейные стеблевые листья с параллельным жилкованием. Соцветие - густая метелка, цветки обоеполые.
Растением охотно питаются многие дикие животные; молодые побеги можно заготавливать на корм домашним животным. Традиционно тростник применяли для строительства (крыши, изгороди и т.п.), для изготовления плетеных изделий и тростей.

3. Камыш - род Scirpus относится к семейству Осоковые
ВНИМАНИЕ: ЭТО - КАМЫШ!!!!
Довольно распространенное многолетнее травянистое растение высотой до 2 метров, но обычно значительно ниже. Предпочитает переувлажненные местообитания: берега водоёмов. болота и т.п. Образует подземные корневища, в которых запасает много крахмала (раньше из них делали муку). Очень характерные для осоковых трехгранные стебли. Листья узко-ланцетные, стеблевые, жилкование параллельное. Цветки мелкие, обоеполые в колосках, собранных в зонтиковидное соцветие.

К роду относится не менее 50 видов. Наиболее распространены в нашей области К. озёрный и К. лесной. 
Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября. Растение обрезают на расстоянии 10—15 см от поверхности воды. Для сохранения цвета и эластичности листьев их сушат в тени. 
В прошлом веке использовался для производства строительных материалов (камышебетона) на основе цементного или гипсового вяжущего, преимущественно в сельском строительстве. 
ЗАПОМНИТЕ: ЭТО КАМЫШ!

пятница, 19 сентября 2014 г.

Экологический марафон-2014


19 сентября в нашей школе прошёл традиционный "Экомарафон" для учащихся 5х классов. Немножко взгрустнулось без наших постоянных помощников... но они уже выпорхнули из стен  школы и уступили место "молодёжке". Сегодня нам помогали учащиеся 9 "В" класса.





Надо отметить определенный прогресс. Сегодняшние команды все имели название и эмблему. Команда 5 "А" класса именовалась "Росинка", команда 5 "Б" - "Апельсин", команда 5 "В" - "Экологи". Знаю, что у двух команд был и девиз заготовлен, но т.к. это не являлось обязательным условием, просить озвучить его мы не стали. Думаю, со следующего года введем дополнительные баллы за атрибутику, название и девиз.

Командами успешно были пройдены 8 станций марафона, и к финишу они подошли со следующими результатами:

1е место - 77 баллов - 5 "Б" класс

2е место - 74 балла - 5 "А" класс

3е место - 68 баллов - 5 "В" класс

ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

наша группа поддержки


и организатор :)


Участникам, болельщикам и помощникам - СПАСИБО!

понедельник, 15 сентября 2014 г.

Мутационная изменчивость

Вдогонку изученному в классе


Помимо основной классификации мутаций, согласно которой мутации по характеру изменения генома (по масштабности произошедшего события) делятся на геномные (изменение числа хромосом), хромосомные (поломки хромосом) и генные (точковые, изменение последовательности нуклеотидов ДНК одного гена), имеются и другие классификации, которые и хочу привести в данной статье.

По месту возникновения различают мутации соматические (возникают в соматических клетках) и генеративные (происходят в клетках, из которых развиваются гаметы, или в половых клетках).

По адаптивному значению мутации можно разделить на полезные, нейтральные и вредные (летальные и полулетальные).

По характеру проявления мутации бывают доминантными и рецессивными.

По характеру действия мутантного гена мутации делят на морфологические (изменяют формирование органов и ростовые процессы, например, брахидактилия), физиологические (нарушение физиологических процессов; обычно понижают жизнеспособность особей, среди них много летальных,  например, гемофилия) и биохимические (нарушение синтеза определенных веществ, например, фенилкетонурия).

По типу появления мутации можно разделить на спонтанные (возникшие естественным путем) и индуцированные (искусственно вызванные). Для искусственного получения мутаций используют радиационный мутагенез, а также химический. Вещества, вызывающие мутации называют мутагенами. Мутагены бывают физической (температура, ИИ), химической (вещества) и биохимической (вирусы) природы.

Во многих генетических работах было показано, что мутации не возникают сразу в завершенном виде. Вначале возникает первичное повреждение ДНК, которое либо фиксируется в виде мутации, либо удаляется из молекулы ДНК. В последнем случае говорят о репарации – восстановление нормальной структуры ДНК; механизмы репарации сложны и разнообразны.


Мутации – редкие события. На 10000-1000000 генов за одно поколение в среднем возникает одна новая мутация. Но мутационный процесс идет в популяциях постоянно, и они накапливаются, приводя, в итоге, к эволюционным изменениям.


среда, 10 сентября 2014 г.

Задания для 10 класса: СЕНТЯБРЬ

Рада приветствовать десятиклассников 2014-2015 учебного года.


И, хотя на нашу долю выпало суровое испытание, я надеюсь, мы успешно преодолеем все трудности и останемся довольны друг другом.
Лекционно-зачётная система подразумевает своевременную сдачу отчетности. Сентябрьские задания должны быть выполнены до 11 октября (включительно).
Некоторые задания будут дифференцированы по уровням сложности, в некоторых - предложен выбор типа задания.  Вопросы можно задавать в комментариях.
Итак:

1). По главе "введение" (возможно с привлечением дополнительных источников информации, включая Интернет) в рабочей тетради оформить на выбор:
                   а) на оценку "3" - конспект параграфа "Методы исследования в биологии" + общая схема научного исследования.
                   б) на оценку "4" - таблица (или краткий конспект) "Краткая история развития биологии" с упоминанием трудов не менее 15 учёных. Если количество учёных меньше 15, но больше 10, то работа может быть оценена на "3"; если меньше 10 - "неудовлетворительно".
Примерный вид таблицы:
Ученый
Год/век
Вклад в науку
1.  Аристотель

 4 в.
 до н.э.
Один из основателей биологии как науки, впервые обобщил биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал "общественным животным, наделенным разумом". Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
 2.
.................




                   в) на оценку "5"  выполнить оба задания.

2) Тестовая проверочная работа "Углеводы, липиды, белки" выполняется в классе по завершении изучения перечисленных тем. Если не успели в день написания - появиться и написать в другое время, но не позже указанного срока.

3) Практикум "Решение задач на особенности строения молекулы ДНК" тоже выполняется в классе (по крайней мере, запланирован) в рабочей тетради. В случае невозможности очного выполнения практикума, выполнить дома самостоятельно, материал будет выложен на блоге.

4) *для желающих предлагается выполнить презентацию "Строение и функции органических веществ в клетке". Для презентации выбрать одну из групп органических соединений: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты.

Если что-то непонятно - комментируйте.
Как-то так...


понедельник, 8 сентября 2014 г.

Задания на сентябрь для учащихся 11х классов.

Итак, зайцы мои, переходим мы с вами на лекционно-зачётную систему общения. Это не потому, что я вас не люблю, а потому, что как раз люблю и уважаю. И именно поэтому не могу просто заставить читать и конспектировать учебник (это садизм, к тому же малоэффективный, ИМХО), а хочу попробовать хоть что-то объяснить вам. Так что на уроках я буду по-прежнему давать вам новый материал и отвечать на ваши вопросы, а от вас требуется выполнять те задания, которые я вам предлагаю. У заданий будет срок исполнения, который нужно соблюдать неукоснительно. Если не смогли выполнить работу в срок - будут применены с моей стороны, как это теперь модно говорить, санкции. Консультации обязательно будут. Кроме того, можно общаться виртуально или просто подбежать на переменке.
Итак, приступим...

В сентябре планируется освоение темы "Закономерности изменчивости" и частичное освоение темы "Медицинская генетика".

по теме "Закономерности изменчивости" до 4 октября вы должны мне сдать:
1) Лабораторная работа "Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой"- выполняется вами самостоятельно, сдается на двойном листочке в клетку, оформлена качественно (название, цель, оборудование, ход работы, вывод). После оценивания можно будет вложить (а лучше вклеить) в тетрадь.
2) Тестовая проверочная работа "Закономерности изменчивости" - выполняется в классе. В случае неявки в день работы - подойти и написать позже (но ДО 4 октября).
3)  Рисунок-кластер "Виды мутаций и их причины" - может быть выполнен в Google-рисунках, в виде слайда презентации Microsoft PowerPoint или в другом приемлемом формате (предлагайте, обсудим).

пятница, 5 сентября 2014 г.

химический состав яблока ;)

Так ли ужасны пищевые добавки, как мы о них думаем??




среда, 3 сентября 2014 г.

ВВЕДЕНИЕ: Биология - наука о живом

итак, начнём с самого начала 

Биология (от древнегреческих βίος - жизнь и λόγος - учение, наука) - система наук, объектами изучения которой являются живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Описывает и классифицирует живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и со средой обитания.
Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда ученые обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин "биология" был введен независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом (1800), Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом (1802) и Жаном Батистом Ламарком.
В настоящее время биология - сложная, комплексная, активно развивающаяся наука, состоящая из множества отраслей, различающихся объектами исследования, подходом к изучению и используемыми методами. Схематично биологию можно представить так:

или так:

Биология тесно связана с другими естественными науками: химией, физикой, географией. На границе биологии и химии наука биохимия изучает особенности строения и функционирования особых химических веществ, входящих в состав живых организмов и имеющих колоссальное значение для их жизнедеятельности (например, ДНК, белки и др.). На границе биологии и физики наука биофизика изучает закономерности физических процессов протекающих в живых организмах (например, гемодинамика изучает особенности движения крови по сосудам). На границе биологии и географии наука биогеография изучает особенности распределения живых организмов на Земле. Наука биометрия, находящаяся на границе биологии и математики, помогает осуществлять обработку научных данных.


Общие признаки живых организмов:

1) схожий химический состав и единый принцип строения (клетка - единица живого)
2) живые организмы - открытые системы, нуждающиеся в притоке веществ и энергии извне
3) живые организмы обладают обменом веществ и энергии (метаболизм)
4) живые организмы обладают способностью к саморегуляции (поддержание гомеостаза)
5) живые организмы развиваются
6) живые организмы размножаются
7) живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью
8) живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей среды
9) живые организмы приспособлены (адаптированы) к определенной среде обитания.

До сих пор не существует однозначного определения жизни, но, опираясь на общие свойства живых организмов, можно сказать, что жизнь - это активное, идущее с затратами энергии, полученной извне, поддержание и воспроизведение упорядоченной специфической структуры. Именно таким определением нас радует учебник по общей биологии.
А.П. Модин в статье "Жизнь это..." утверждает, что "Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии"


Однако в этих определениях нет самого главного - раскрытия самой сущности жизни. Как когда-то изрёк великий физик Нильс Бор, жизнь - это "основной постулат биологии, не поддающийся дальнейшему анализу".
Нам ведь так хочется верить , что жизнь - это нечто бОльшее...

понедельник, 1 сентября 2014 г.

С днем знаний!

Дорогие мои ученики, 
уважаемые коллеги,
поздравляю нас всех с началом нового учебного года! 
Пусть он принесет нам радость общения,
прелесть открытий, восторг успехов! 
Сил нам всем, терпения и позитива! 
У нас всё получится!